Военно-патриотическое воспитание
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.
Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.
Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.
Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:
- наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
- наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
- наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
- единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
- приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
- неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.
Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.
Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
- разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
- воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
- воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
- привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
- раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
- организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
- формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
- убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
|
|
|
| План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию на 2025/2026 учебный год |
|
План мероприятий
государственного учреждения образования
«Гимназия № 2 г. Могилева»,
посвященных памяти жертв геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период на 2025/2026 учебный год.
|
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки и место проведения |
Участники |
Ответственный |
|
1 |
Актуализация информации о политике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на сайте учреждения образования, в родительских группах посредством приложения Viber, в социальной сети «Instagram», тематическом стенде |
Ежемесячно |
Учащиеся 1-11 классов, законные представители, педагоги |
Руководитель ВПВ, инженер-программист |
|
2 |
Системное использование в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа, предоставленных Генеральной прокуратурой, учебных пособий «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для учащихся I–IV, V–IX, X–XI классов |
В течение года |
Учащиеся 1-11 классов, законные представители, педагоги |
Руководитель ВПВ, классные руководители, педагоги |
|
3 |
Классные и информационные часы, направленные на сохранение исторической правды о событиях Великой Отечественной войны («История, опаленная войной», «Мой край в годы Великой Отечественной войны» «Память и боль белорусской земли», «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» и др.) |
Ежемесячно, согласно графику классных и информационных часов |
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители, руководитель ВПВ |
|
4 |
Организация и проведение выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: День юного героя-антифашиста;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;
Международный день освобождения узников концлагерей
День Победы в Великой Отечественной войне.
|
8 февраля
22 июня
11 апреля
9 мая
|
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители, заведующий библиотекой, библиотекарь. |
|
5 |
Проведение Единых уроков, уроков Памяти, освобождению Беларуси от немецко- фашистских захватчиков, посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, с использованием информационно- аналитических материалов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»; 82-й годовщина трагедии в Оле, 83-й годовщина трагедии в Хатыни,Победы советского народа в Великой Отечественной войне |
2 сентября 14 января 23 марта 9 мая |
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители, руководитель ВПВ |
|
6 |
Организация туристско-экскурсионной деятельности учащихся; подготовки и проведения тематических экскурсий для учащихся в своем регионе. |
Ежемесячно |
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители |
|
7 |
Мероприятия по уходу и благоустройству воинских захоронений, памятников, обелисков, организации экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам с целью сохранения памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и др. |
Октябрь Декабрь Февраль Май |
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители, руководитель ВПВ |
|
8 |
Посещение музеев, музейных экспозиций г.Могилева, в т.ч. школьной экспозиции «Без права на забвение».
|
Ежемесячно, в т.ч. в рамках шестого школьного дня, в рамках пилотного проекта (последняя среда месяца» |
Учащиеся 1-11 классов |
Классные руководители, руководитель ВПВ |
|
9 |
Посещение объектов, отображающих события в годы Великой Отечественной войны в г.Могилеве (мемориал «Дети войны», «Аллея героев», мемориальный комплекс «Луполовский лагерь смерти», памятного знака по ул.Ровчакова «Древо жизни» и др.) |
Ежемесячно, в т.ч. в рамках шестого школьного дня |
Учащиеся 1-11 классов, законные представители |
Классные руководители, руководитель ВПВ |
|
10 |
Волонтерская акция «Ветеран живет рядом» |
Май 2026, по месту жительства ветеранов |
Ветераны, одиноко проживающие пожилые граждане |
Классные руководители, председатель профсоюзного комитета
|
|
11 |
Концертная программа «Память поколений» |
08.05.2026, актовый зал учреждения образования |
Ветераны, одиноко проживающие пожилые граждане |
Педагог-организатор, руководитель ВПВ, классные руководители |
|
12 |
Сотрудничество с Могилевским областным производственным унитарным предприятием «Киновидеопрокат»: посещение киномероприятий с целью информирования подрастающего поколения о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, тематический показ фильмов о Великой Отечественной войне. |
В течение года, учреждения культуры г.Могилева |
Учащиеся 1-11 классов |
Педагог-организатор, руководитель ВПВ, классные руководители |
|
15 |
Организация и проведение тематической выставки рисунков «Чтобы помнили…» |
Май-июнь 2026, классные кабинеты, фойе учреждения образования |
Учащиеся 1-11 классов, законные представители, педагоги |
Педагог-организатор, руководитель ВПВ, классные руководители, учителя ИЗО |
